Логотип МБОУ «Гимназия №1» МО г. Ноябрьск

Добро пожаловать на сайт МБОУ «Гимназия №1» МО г. Ноябрьск ЯНАО

 

Non scholae, sed vitae discimus. Не для школы, а для жизни учимся.
  Административный портал Обратная связь
Новости Гимназия Углубленное изучение отдельных предметов Информационная безопасность Платные услуги Мониторинги ВПР ОРКСЭ Промежуточная аттестация Гимназистам Родителям Учителям Профсоюз Гостевая книга Проектно-исследовательская деятельность
Главная » Родителям » Рекомендации психолога, социального педагога » Совет 1
 

Карта сайта

 

Сведения о гимназии

 

Задать вопрос директору

 

Отзывы о гимназии

 

Видео о гимназии

Новости

 

Электронные услуги

 

Портал Е-услуг

 

Приём в 1 класс

с 1 февраля 2018 года
регистрация в 1 класс
Приём в 1 класс
 

Приём в 10 класс

Приём в 1 класс
 

 Телефоны «горячей линии» по вопросам ОГЭ и ЕГЭ

 

Социально-психологическая служба

 

Полезные ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации
 

Школьная лига РОСНАНО

Образовательный проект «Школьная лига РОСНАНО»
 

Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода

Федеральная инновационная площадка
 

STEM-центр Intel

STEM-центр Intel под эгидой Фестиваля Науки
 
Гимназический союз России
 
Всероссийская олимпиада школьников 2018-2019 учебного года
 
 

Друзья сайта

 

Наш форум

Общайтесь

на расстоянии

 

Клуб выпускников

Зарегистрированных выпускников в клубе: 94

 

Наши опросы

Что заставляет вас учиться?
Понимание, что это мне нужно для жизни
Мне нужно поступить в институт
Чтобы не ругали за плохие отметки
Чтобы быть не хуже других
Чтобы добиться успеха в жизни
Мне за хорошую учебу что-нибудь покупают
Люблю, когда меня хвалят
Просто хочу быть умным
Учиться заставляют родители
Государство требует, чтобы все учились
 
   
 

Наша кнопка

 

Статистика

Яндекс.Метрика
 

Погода

 

Советы психолога

 

Психологическая поддержка в семье

Что такое поддержка?

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

 

Даша, 10 лет, имела две обязанности по дому: убирать свою постель и помогать матери готовить ужин.

Мать часто говорила Даше: "Ты еле справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена все доделывать за тебя".

Что содержит в себе высказывание Дашиной мамы?

Принесет ли оно желаемые результаты?

Даша при этом думает: "Я не самостоятельная личность, у меня все плохо получается, поэтому мама все сделает сама".

 

Существуют три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания, подобные приведенному выше:

 

1.      Родители, как правило, разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними самими в детстве.

2.      Ребенок создает угрозу престижу или положению родителей.

3.      Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только детей, но и нас самих.

 

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

 

Родительская поддержка – это процесс:

  • в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Подчеркнем еще раз: родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам должен испытывать уверенность, он не сможет оказывать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится принимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.

Родителю необходимо понимать роль поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: "Ты мог бы и не пачкаться!", "Ты мог бы быть и поосторожнее!", "Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!", "Ты должен был смотреть, когда это делал я." Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа "Ты мог бы сделать это лучше" приводят ребенка к выводу: "Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь".

 

Родители должны научиться помогать ребенку видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию по мнению американских психологов Дрейкурс и Динкмейер, этими силами являются:

 

1.      Завышенные требования родителей.

2.      Соперничество братьев и сестер (сиблингов).

3.      Чрезмерные амбиции ребенка.

 

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе; ребёнка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят видеть в будущем хорошим гимнастом.

Что касается сиблингов, то родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в "камень на шее" всей группы.

 

Как поддерживать ребенка?

Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен предельно четко показать ребенку, что "хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность". Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

 

Федя играл в баскетбол в составе школьной команды. Его отец очень гордился тем, что Федя увлечен этим видом спорта, и сын с отцом часто тренировались вместе. Федя прекрасно играл дома, но во время игры в команде становился ужасающе неловким. Однажды он сделал такое количество ошибок, что тренер удалил его. Оба, и Федя, и отец, были крайне огорчены.

Что должен был сделать отец? Он должен был отметить успешные игры Феди, заброшенные им мячи или проведенные передачи и, в целом, тот вклад, который внес Федя в игру всей команды.

Например, разговор между Федей и отцом мог бы происходить следующим образом.

Федя. Мы действительно провалили эту игру, особенно я.

Отец. Звучит так, будто ты один виноват в том, что команда проиграла.

 

Федя. Не только мы проиграли, но я вылетел в первом же периоде. Я плохо играл.

Отец. Я догадываюсь, тебе кажется, что ты вообще не можешь играть в баскетбол, но вспомни: ты играешь лишь первый год.

 

Федя. Я никогда не смогу играть как мой старший брат.

Отец. Может это и так, но посмотри, как ты передал мяч и выскочил из ловушки.

 

Федя. Да, мне это удалось. Слушай, папа, ты будешь по-прежнему тренироваться со мной?

Отец. Конечно, я действительно этого хочу!

В данном случае Федя проверял себя, а заодно и отца, чтобы убедиться, хочет ли тот по-прежнему заниматься с ним.

 

Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен ребенком как личностью. Это можно сделать, сказав: "Ты допустил несколько ошибок, но посмотри, как ты..." Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его промахи.

Родитель должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие "Я-концепции" и чувство адекватности ребенка. В течение дня родитель имеет несколько возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку Ваше удовлетворение от его достижений или усилий.

Другой путь - научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: "Ты можешь это сделать". Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились.

Полезными могут оказаться следущие высказывания:

 

— Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим!

— Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

— Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

 

Таким образом, родитель вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

 

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителя в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: "Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами". Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: "Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим".

Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • забыть о прошлых неудачах;
  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • позволить ребенку начать "с нуля", опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от родителя некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на семейном совете родитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ребенка чувства адекватности и самоценности. В этой ситуации родитель может помочь ребенку выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения родителя, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех всей семье. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

 

1.      Опираться на сильные стороны ребенка.

2.      Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.      Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4.      Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5.      Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.      Проводить больше времени с ребенком.

7.      Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.      Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.      Уметь взаимодействовать с ребенком.

10.  Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12.  Принимать индивидуальность ребенка.

13.  Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

14.  Демонстрировать оптимизм.

 

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

— Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

— Ты делаешь это очень хорошо.

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

— Ты мог бы сделать это намного лучше.

— Эта идея никогда не сможет быть реализована.

— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.

Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

 

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов ("красиво", "аккуратно", "прекрасно", "здорово", "вперед", "продолжай");
  • высказываний ("Я горжусь тобой", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс", "Я рад твоей помощи", "Спасибо", "Все идет прекрасно", "Хорошо, благодарю тебя", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал");
  • прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
  • совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
  • выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
1
Свои вопросы психологу Вы можете задать здесь.

 
 
Наш адрес: 629810, Россия, Тюменская обл., ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, 29; ул.Мира 95В
Телефон/факс:  +7 3496 352209
E-mail: gim1_89@mail.ru
© 2006, school-11.ru
Разработка сайта HomePictures.ru